Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 компенсирующего вида
|
"Как формировать словарный запас детей дошкольного возраста."Речевыеигры. Учитель-логопед Л.В. Исламова
Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенокпонимает. Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит. Для расширения словарного запаса и обученияправильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее отемах занятий и типах игр будет рассказано ниже. В ряде случаев ребенок может неправильно произноситьслова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов,некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данномразделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговойструктуры. Какпрорабатывать темы? - Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели. - Занятия необходимо проводить с использованиемнаглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будетпрактически невозможно. - Перед проработкой некоторых тем, нужно провестипредварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенкулистья с различных деревьев) - Способ выполнения ребенком упражнения зависит отуровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показатьпредмет - Подберите ребенку стихотворения по каждой теме;большую коллекцию стихов можно найти здесь. Типыигр Отработка каждой темы включает в себя разные игры.Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметноесодержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяютсятолько при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр,которые используются почти в каждой лексической теме.
Чтобывает в это время года Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих вданное время года, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением явлений,происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес»,«Цветущий луг» и так далее). Ход: предложить ребенку выбрать картинки,соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на нихизображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один- много Цель: научить образовывать существительныемножественного числа. Оборудование: мяч. Ход: взрослый называет существительное по данной темев единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.
Чудесныймешочек Цель: закрепить названия предметов и их свойства. Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы потеме. Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами ихсвойствами, дайте ребенку потрогать предмет. 1 вариант: малыш по очереди достает из мешочкапредметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах. 2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет иназвать его, не глядя.
Назовиласково Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательныесуществительные. Оборудование: картинки с изображением предметов вбольшом и маленьком вариантах. Ход: показать ребенку большую картинку и спросить,как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большойпредмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласковоназвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькоеяблоко?»).
ЗагадкиЗайца Цель: научить определять предмет по его признакам,активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме. Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с нимпоиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, аребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
Чтопропустили Цель: развитие внимания и зрительной памяти,активизация словаря по теме. Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме. Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит,что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затемвзрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарковне называет; ребенок должен отгадать какой.
Разрезныекартинки Цель: научить составлять целое из двух или трехчастей. Оборудование: две картинки с изображением предметовпо теме, разрезанные на части. Ход: сначала ребенку предлагаются части однойкартинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затемупражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинкиперемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделятьчасти одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав трикартинки).
Чтоубрали Цель: развитие внимания и зрительной памяти,активизация словаря по теме. Оборудование: предметы по теме. Ход: выставить на столе перед ребенком предметы потеме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов;ребенок должен догадаться, какого предмета нет.
Чегоне хватает Цель: развить у ребенка целостное восприятиепредмета. Оборудование: картинки с изображением предметов потеме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки,платье без рукава). Ход: ребенок должен определить, какой детали нехватает, и дорисовать ее.
Какойпредмет лишний Цель: расширить словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов дляигр в разное время года. Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только тепредметы, которые необходимы для игр в заданное время года.
Игрына развитие правильного употребления предлогов Цель: научить ребенка правильно употреблятьпредлоги. Оборудование: предметы по теме. Ход: расположить предметы перед ребенком и задаватьему вопросы типа «что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…».
Соберифигуру Цель: научить ребенка правильно располагать готовыеформы и сравнивать их между собой. Оборудование: геометрические формы, из которых можносложить предмет по теме. Ход: объяснить ребенку, как называются данныегеометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.
Пример Домашниеживотные Предварительнаяподготовка: взрослый рассказывает ребенку одомашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти;рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет;затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какогоцвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...» Игры: - «Один - много» - «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник икружок) - «Назови ласково» - «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенкупоказывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своихдетенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто еедети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называетдетенышей собаки) - «Кто где спрятался» (игра на обучение правильномуупотреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, задверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находитигрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол)Правильно, собачка под столом...") - «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки,характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок долженназвать это животное и вернуть мяч) - «Кто чем питается» (показать ребенку картинку сизображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)
Успехов Вам!
21 сентября 2015 в 16:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.