Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 компенсирующего вида

"Как формировать словарный запас детей дошкольного возраста."

Речевыеигры.

Учитель-логопед

Л.В. Исламова

 

Словарный запас бывает пассивным и активным.

Пассивный словарь - это те слова, которые ребенокпонимает.

Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

 

Для расширения словарного запаса и обученияправильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее отемах занятий и типах игр будет рассказано ниже. 

 

В ряде случаев ребенок может неправильно произноситьслова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов,некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данномразделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговойструктуры. 

Какпрорабатывать темы?

- Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.

- Занятия необходимо проводить с использованиемнаглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будетпрактически невозможно.

- Перед проработкой некоторых тем, нужно провестипредварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенкулистья с различных деревьев)

- Способ выполнения ребенком упражнения зависит отуровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показатьпредмет

- Подберите ребенку стихотворения по каждой теме;большую коллекцию стихов можно найти здесь.

Типыигр

 

Отработка каждой темы включает в себя разные игры.Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметноесодержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяютсятолько при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр,которые используются почти в каждой лексической теме. 

 

Чтобывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих вданное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений,происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес»,«Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки,соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на нихизображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

 

Один- много

Цель: научить образовывать существительныемножественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет существительное по данной темев единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.

 

Чудесныймешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы потеме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами ихсвойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочкапредметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет иназвать его, не глядя.

 

Назовиласково

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательныесуществительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов вбольшом и маленьком вариантах.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить,как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большойпредмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласковоназвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькоеяблоко?»).

 

ЗагадкиЗайца

Цель: научить определять предмет по его признакам,активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с нимпоиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, аребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

 

Чтопропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти,активизация словаря по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит,что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затемвзрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарковне называет; ребенок должен отгадать какой.

 

Разрезныекартинки

Цель: научить составлять целое из двух или трехчастей.

Оборудование: две картинки с изображением предметовпо теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части однойкартинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затемупражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинкиперемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделятьчасти одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав трикартинки).

 

Чтоубрали

Цель: развитие внимания и зрительной памяти,активизация словаря по теме.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы потеме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов;ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

 

Чегоне хватает

Цель: развить у ребенка целостное восприятиепредмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов потеме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки,платье без рукава).

Ход: ребенок должен определить, какой детали нехватает, и дорисовать ее.

 

Какойпредмет лишний

Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов дляигр в разное время года.

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только тепредметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

 

Игрына развитие правильного употребления предлогов

Цель: научить ребенка правильно употреблятьпредлоги.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: расположить предметы перед ребенком и задаватьему вопросы типа «что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…».

 

Соберифигуру

Цель: научить ребенка правильно располагать готовыеформы и сравнивать их между собой.

Оборудование: геометрические формы, из которых можносложить предмет по теме.

Ход: объяснить ребенку, как называются данныегеометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

 

Пример

Домашниеживотные

Предварительнаяподготовка: взрослый рассказывает ребенку одомашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти;рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет;затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какогоцвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»

Игры:

- «Один - много»

- «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник икружок)

- «Назови ласково»

- «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенкупоказывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своихдетенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто еедети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называетдетенышей собаки)

- «Кто где спрятался» (игра на обучение правильномуупотреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, задверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находитигрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол)Правильно, собачка под столом...")

- «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки,характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок долженназвать это животное и вернуть мяч)

- «Кто чем питается» (показать ребенку картинку сизображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

 

Успехов Вам!

 

 

 
21 сентября 2015 в 16:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.