Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 компенсирующего вида

Как формировать словарный запас детей дошкольного возраста. Речевые игры.

 Учитель-логопед

Л.В. Исламова

Словарный запас бывает пассивным и активным.

Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.

Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже.

В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данном разделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры.

Как прорабатывать темы?

- Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.

- Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно.

- Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев)

- Способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет

- Подберите ребенку стихотворения по каждой теме; большую коллекцию стихов можно найти здесь.

Типы игр

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Один - много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Назови ласково

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Загадки Зайца

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Что пропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

Разрезные картинки

Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

Что убрали

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Чего не хватает

Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).

Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

Какой предмет лишний

Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

Игры на развитие правильного употребления предлогов

Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…».

Собери фигуру

Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.

Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.

Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

Пример

Домашние животные

Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»

Игры:

- «Один - много»

- «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок)

- «Назови ласково»

- «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)

- «Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")

- «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

- «Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

Успехов Вам!

3 июля 2015 в 14:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.