Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 компенсирующего вида

Играем дома, на улице, везде!

Игры и упражнения со словами

     Сегодняшняя жизнь уже  никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается  и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы мало времени уделяют занятиям по заданию логопеда в тетради. А логопедия невозможна без домашних заданий. Поэтому надо использовать любую возможность для общения с ребёнком: по дороге в д/сад, в магазине, на кухне, при купании в ванне, в очереди куда-либо и т.д. Предлагаемые вам игры помогут решить сразу несколько логопедических задач: закрепить звук, обогатить словарь, развить внимание и память, сформировать лексико-грамматические категории языка.

По дороге в детский сад: 

· «Я заметил(а)»:

Мама начинает: «Я заметила ящик. Он почтовый и синий».

Ребёнок отвечает: « А я заметил кошку. Она пушистая».

· «Волшебные очки»:

Мама предлагает надеть красные(синие, зелёные…) очки.

Мама : « Я вижу красное дерево»

Ребёнок : « Я вижу красную траву» и т.д.

· «Один – много»:

Шапка- шапки, кошка- кошки( плюс закрепляем звук [ш]).

· «Назови много»:

Робот – много роботов.

· «Исправь ошибку»:

Мама говорит заведомо неправильное предложение: « В лесу растёт много деревов» или «Зелёный лягушка выпрыгнул из болота». Ребёнок исправляет.

· «Посчитай до пяти»:

Используется любое слово или словосочетание с отрабатываемым звуком. Закрепляется  звук и формы склонения существительного с числительным: «Одна шуба, две шубы, …пять шуб», « один голодный волк, два голодных волка,… пять голодных волков.».

· Спряжение в наст.времени.:

-шить штаны.

Я шью штаны.

Ты шьёшь штаны.

Мы …

Вы …

Он …

Она…

Они …

Аналогично подобрать словосочетания с другими  отрабатываемыми звуками.

· «Находки»:

Шура шёл и нашёл  лягушку(катушку, избушку…)

Даша шла и нашла зверюшку (погремушку, пушку…)

Паша шёл, шёл, шёл и к  лягушке(…) подошёл.

Маша шла, шла, шла и к погремушке(…) подошла.

Владик шёл, шёл, шёл и лопату(палку, белку…) нашёл.

Мила шла, шла, шла и пилу(юлу, куклу…) нашла.

(Закрепляем звуки [ш],[л].)

· «Подбери словечко»:

У Клавы на полке стоял (стояло, стояли)…

Подобрать слова со звуком Л.

У Ромы в коробке…(называть слова со звуком Р)

У Маши в шёлковом мешке…(называть слова со звуком Ш).

· «Какой, какая ,какое»:

Мама называет слово или словосочетание с закрепляемым звуком:

«Огромный размер» (звук Р),а ребёнок добавляет: «Какой огромный размер».

«Красная краска- Какая красная краска»;

«Розовое крыло- Какое розовое крыло».

· «Прошагаем слова»:

Сделать столько шагов, сколько слогов в слове.

Играем на кухне:

· «Какие слова можно вынуть из борща со звуком [к]»? (капуста, свёкла, лук, чеснок, укроп…)

· «Давай вспомним сладкие(кислые, горькие, солёные) слова».

· «Из чего? Какой?»:

Стакан из чего?…(из стекла). Какой стакан? (стеклянный).

· «Ложка и стакан»: отработать предлоги: в, из, под, над, из-под, за, из-за, около, от.

«Положи ложку за стакан . Что ты сделал? Возьми ложку. Откуда  ты взял её?».

· «Съедобное- несъедобное»:

«У меня масло. А у меня –молоток. (Шоколад- лыжи; оладьи- заколка…)».

· «Назови ласково»:

«Всё, до чего дотронется рука становится маленьким».

Котлета- котлетка, кастрюля-кастрюлька.

Игры с буквами.

· «Найди слова»:

В комнате или на картинке найти слова на заданную букву.

· «Всё из О»:

Ребёнок рисует большие и маленькие буквы О вразброс на листе бумаги. По команде «стоп!» прекращает писать и пытается понять на что похоже, дорисовывает до понятного изображения.

· «Азбучное пексесо (парочки)».

· «Буквы перепутались»: наложенное друг на друга изображение букв.

· «Зеркальные буквы»: с левой стороны листа пишутся буквы в зеркальном отражении:R, N. Справа ребёнок пишет правильные буквы: Я, И.

· «Напиши первую букву слова»: мама даёт несколько любых предметов, ребёнок пишет.

· «Прочитай слоги и составь из них слова»: пишутся слоги, например: СО, ТЫК, ВЫ, ВА. Из них ребёнок составляет слова: СОВА, ТЫКВЫ.

· «Добавь недостающую часть»:

Мама пишет  «неполные» буквы, ребёнок дописывает.

 

 

Список литературы:

Пятибратова Н.В. «Отвечает логопед», М.;2009.

Синицына Е.И. « Игры и упражнения со словами», М.;2000.

Смирнова Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками», М.;2005.

Мухрина С.Н. «Логопедические «придумки» для детей и их родителей»//ж. Логопед. М.,№7/2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 ноября 2012 в 21:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.